Наверное многие, кто имел удовольствие курировать разработку сайта для своей компании, задавались вопросом чем же все таки отличается хороший сайт от плохого и как формируется цена. Почему одни компании предлагают разработку сайта за 300$, а другие за похожую работу хотят в 10 раз больше.
Здесь я попробую ответить на эти вопросы и рассмотреть хотя бы несколько простых примеров того, как одну и ту же задачу можно решить несколькими разными способами и прийти, с виду, к одному и тому же результату, но все дело ведь в мелочах, верно?
Для начала необходимо понять, из каких этапов состоит разработка сайта и где вообще может быть видна разница между «хорошо» и «плохо».
Этапы разработки сайта, если не вдаваться в детали и опустить этап на котором речь идет о рекламе, это дизайн, верстка и программирование.
Начнем с дизайна. Почему дизайн у одних стоит 100 рублей, а у других 3000 рублей?
Данная разница объясняется несколькими факторами. Для начала, существует огромное множество бесплатных шаблонов и «стоков», где дизайн и даже исходники в PSD можно найти для любой темы и в любых количествах. Дешевый дизайн зачастую подразумевает, что исполнитель просто берет эти исходники, меняет незначительные детали и отдает их вам как продукт своего авторства. На деле вы получаете макеты, над которыми никто не думал ни одной минуты. Никто не ломал голову над тем, как именно лучше представить ваш товар или услугу в интернете. Никто не искал наилучшего варианта, не анализировал, не предпринимал ответственных шагов и так далее.
Все что, по сути, сделал такой исполнитель — это скопировал что-то, сделанное кем-то для кого-то. Имеет ли такой «дизайн» ценность? Возможно. Но сможет ли он заставить покупать именно вашу аудиторию? Есть ли у него что-то общее с вашими пожеланиями и предпочтениями или ожиданиями ваших потенциальных покупателей?
Качественный дизайн начинается задолго до того, как будет нарисована даже первая версия макета.
Сначала анализируется целевая аудитория, потом создаются прототипы. И уже замыкающим в этой цепочке является непосредственно сам дизайн, который призван обернуть все то, что нужно нашим клиентам в красивую оболочку и сделать это, помимо прочего, еще и удобным.
Процесс самого создания дизайн-макета также полон различных нюансов. Правильная ширина контейнера, понимание дизайнером основ верстки и создание дизайна не «под себя», а подстраиваясь под предпочтения потенциального клиента. Помимо прочего сам процесс, технически, должен идти правильно. Макет должен быть правильно структурирован, все элементы, которые можно сделать векторами — должны таковыми и быть и еще множество нюансов и тонкостей.
Итак, мы разобрались откуда берется дешевый дизайн и чем отличается от дорогого и качественного.
Теперь попробуем двинуться дальше по пунктам и подробнее остановимся на верстке.
Процесс верстки это превращение нашего PSD (Фотошоп) макета в HTML код, который считывает браузер и позволяет увидеть готовую страницу. На этом этапе создаются все элементы, их взаимодействие на странице (кнопки, переходы, ссылки, блоки различного содержания и вида, слайдеры и многое другое). Если будучи в браузере нажать комбинацию Alt + Ctrl + U можно увидеть, что страница на самом деле это не набор картинок, а довольно большой объем кода, состоящего из тегов, ссылок и другого содержимого.
От того, на сколько качественно сделан такой код и зависит то, на сколько хорош он будет в использовании, но понять это, часто, с первого взгляда невозможно, и Заказчик осознает, что работа была выполнена плохо только тогда, когда на сайте что-то «поплыло», «уехало» или просто пошло не так.
Рассмотрим пример. На скриншоте ниже мы видим обычный сайт и секцию с какой-то продукцией. Такие секции, в разных интерпретациях, встречаются повсеместно.
Попробуем увеличить первый абзац текста в два раза и посмотреть что из этого получится. Получилось следующее:
Что это значит? Верстка данного сайта не является «отказоустойчивой». Блоки рассчитаны на определенное количество текста и если текста будет больше — придется смириться с тем, что сайт будет выглядеть искаженным.
Теперь рассмотри пример, в котором верстальщик, при создании сайта, предусмотрел, что количество текста может быть разным, и сделал блок таким образом, чтобы и он и соседние блоки адаптировались по высоте к самому высокому из них.
Теперь увеличим количество текста в одном из блоков в два раза. Мы нарочно не увеличиваем его количество сразу в двух блоках, чтобы искусственно создать асимметрию и проверить верстку на отказоустойчивость.
Данный эксперимент показывает как похожие, с виду, вещи можно сделать хорошо и можно сделать так, чтобы в один прекрасный день получить от Заказчика гневное письмо. В первом случае перед нами простая, бездумная верстка, над которой, как и в случае с дизайном, долго не думали. Отсюда и невысокая цена таких «трудов».
Да, данные моменты регулируются из административной панели и можно, например, ограничить количество текста, который доступен для ввода в данное поле, но ведь никто не отменял человеческий фактор и люди, заполняющие сайт, могут допустить ошибку. Да и потом, сайт ведь можно точно также некачественно установить на CMS. Об этом поговорим ниже.
Что же подразумевается под установкой сайта на систему управления контентом (CMS) и для чего это нужно? В первую очередь установка на систему (в данном случае будем рассматривать именно CMS WordPress) нужна для того, чтобы на сайте появилась «Админка» и контент сайта можно было менять.
Помните код, доступный по комбинации Alt + Ctrl + U ? Не думаю, что вам хотелось бы разбираться в нем каждый раз, когда необходимо добавить на сайт новый товар или обновить акционные предложения. Для упрощения этого процесса и нужна CMS.
Но вернемся к нашей основной теме. Как же понять, что сайт установлен на CMS некачественно и почему такая установка может стоить дешево и по каким критериям это можно оценить.
Для начала необходимо понимать какие именно возможности должна давать вам CMS. Какую информацию на сайте вам хотелось бы иметь возможность обновлять. Исходя из этих сформированных потребностей и того, в какой степени система им отвечает, можно говорить о том, сделана ли работа качественно. Вторым пунктом идет удобство в использовании тех возможностей, которые дает система. Предположим, Исполнитель реализовал нужный функционал, но для того, чтобы обучить менеджера работе с этой системой вам нужно, чтобы он прошел месячный курс. Устроит ли вас столь сложная система? Если что-то не делается просто — скорее всего решение было найдено не самое лучшее.
Приведем пример. Предположим на сайт необходимо загружать изображения слайдера. Можно сделать это просто. «Сами рисуйте в фотошопе или любой другом редакторе слайд именно того размера, который подходит под сайт, загружайте и все будет отлично». Задача в принципе решена — на сайт можно добавить слайд. Но удобно ли вам каждый раз пользоваться редактором фотографий для этого? Подбирать шрифты, обрезать изображение до нужного размера?
Все это за вас может делать CMS и вот степень автоматизации этого процесса, пожалуй, и можно назвать отличительной чертой хорошо сделанной работы. Соответственно чем выше эта степень автоматизации — тем выше цена, тем больше своего времени в будущем вы сэкономите при работе с таким сайтом.